Мотор-редуктор общемашиностроительного применения — самостоятельный агрегат, предназначенный для приведения в действие различных машин и механизмов и удовлетворяющий требованиям к комплексу технических свойств, общему для большинства случаев применения без учёта специфических требований, характерных для отдельных отраслей промышленности. Мотор-редуктор специального назначения и специальной конструкции — агрегат, выполненный с учётом специфических требований, характерных для отдельных отраслей промышленности.
В соответствии с ГОСТ 29067-91 редукторы и мотор-редукторы классифицируют в зависимости от: — вида применяемых передач, числа ступеней и взаимного расположения геометрических осей входного и выходного валов.
Мотор-редукторы планетарные тип: 3МП-31,5; 3МП-40; 3МП-50; 3МП-63; 3МП-80; 3МП-100; 3МП-125
Мотор-редукторы цилиндрические соосные тип: МЦ2С-63, МЦ2С-80, МЦ2С-100, МЦ2С-125
Мотор-редукторы цилиндрические соосные тип: 4МЦ2С-63, 4МЦ2С-80, 4МЦ2С-100, 4МЦ2С-125
Мотор-редукторы планетарные тип: МПО1М-10, МПО2М-10, МПО2М-10, МПО2М-15, МПО2М-18
Мотор-редукторы планетарные одно- и двухступенчатые тип: МР1-315, МР1-500, МР2-315, МР2-500
Мотор-редукторы червячные тип: МЧ- 40, МЧ- 63, 1МЧ- 63АМ, МЧ- 80, 5МЧ- 80АМ, МЧ -100
Пример записи условного обозначения мотор-редуктора:
Мотор-редуктор МП-50-140-2,2-G111-ЦУ3 , где
МП — тип мотор-редуктора;
50 — радиус расположения осей сателлитов, мм;
140 — номинальная частота вращения выходного вала, об/мин;
2,2 — мощность электродвигателя, кВт;
G111 — вариант размещения в пространстве;
Ц — цилиндрический конец выходного вала;
У — климатическое исполнение;
3 — категория размещения.
ТУ 6170-25-00221595-93
Факторы, влияющие на выбор мотор-редуктора:
— частота вращения выходного вала n2, об/мин;
— момент нагрузки на выходном валу Мс, Н·м (1кгс = 9,81 Н·м );
— конструктивное исполнение;
— режим работы «S»;
— надежность;
— мощность двигателя, Р2, кВт.
Частота вращения выходного вала мотор-редуктора определяется его передаточным отношением:
i=n1/n2
где n1 — частота вращения входного вала редуктора (вала электродвигателя).
Момент нагрузки Мс на выходном валу мотор-редуктора определяется механизмом, технологическим процессом и вычисляется по известным методикам.
При выборе мотор-редуктора по моменту (М ред.ном.) следует учитывать примерно 20 % снижение момента вследствие возможного 10 % падения напряжения питающей сети.
Номинальный крутящий момент на барабане определяется по формуле:
Mред.ном>=Mc/0,81
На выбор мотор-редуктора также большое влияние оказывает его режим работы, а именно:
— частота включений в час,
— продолжительность работы (часов),
— характер нагрузки.
Мотор-редуктор рассчитан для продолжительного режима работы S1 по ГОСТ 183 — 74 с равномерной нагрузкой и небольшим числом включений.
По совокупности всех этих факторов определяется коэффициент эксплуатации, учитывающий режим работы мотор-редуктора.
Значения эксплуатационного коэффициента:
Характер нагрузки | Продолжительность работы, час/день |
Частота включений мотор-редуктора в час
|
||||||||
2
|
4
|
8
|
16
|
32
|
63
|
125
|
250
|
500
|
||
А Равномерный режим работы Ммах/Мном=1 |
4
|
0,8
|
0,8
|
0,9
|
0,9
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,2
|
1,2
|
8
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
|
16
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
|
24
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
|
В Режим работы с умеренными ударами Ммах/Мном<1,5 |
4
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
8
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
|
16
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
|
24
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
|
С Режим работы с сильными ударами Ммах/Мном>1,5 |
4
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
8
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
|
16
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
1,8
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
|
24
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,2
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
В таблице:
Ммах — ударный момент (максимальный момент мотор — редуктора)
Мном — номинальный момент мотор — редуктора
Выбирать следует мотор-редукторы с бoльшим эксплуатационным фактором, чем расчетный